Для начало расскажем что это и для чего он служит.
Актуатор турбины служит для изменения давления в турбине. Уменьшение или увеличение давления пропорционально к скорости вращения турбины, тем самым увеличивается или уменьшается мощность двигателя.
Актуаторы Турбины бывают нескольких типов: механический, электронный, или электронно-механический.
Механический актуатор турбины является надежным механизмом, он используется очень давно и применяется по сей день даже в новейших турбокомпрессорах. Механический актуатор турбины работае от питания его вакуумам или давлением, вакуум или давление попадает в камеру внутри актуатора, где эластичная и герметичная мембрана подперта пружиной для обратного действия (возвратного движения), а к мембране жестко закреплена со штоком актуатора, тем самым и происходит движение штока актуатора, который в свою очередь и действует на изменения давления в турбине. Механический актуатор был изобретён очень давно и используется до сегодняшнего дня даже в новейших турбокомпрессорах, что тем самым и подтверждает свою надёжность. Однако, как и любой механизм который находится в движении, имеет свои недостатки. Например, одним из таких недостатков является просадка в жесткости (снижение параметров жесткости пружины установленной заводом изготовителем), той самой пружины которая постоянно находится в движении сжатия и разжатия, ведь каждое нажатие на педаль акселератора (педаль газа) для увеличения мощности двигателя, шток актуатора к которому и закреплена мембрана, а к мембране закреплена пружина приводится в движение для регулировки давления в турбине. Так же, когда мы отпускаем педаль газа, для переключения скорости передачи или торможения, шток актуатора турбины приводится в движение. Это говорит о том, что данный механизм работает непрерывно, что и сказывается на его износ в виде изменения жесткости. Однако такой износ, это процесс не одного дня и даже месяца, всё зависит от условий эксплуатации и качеств самого актуатора. Для примера, мы однажды провели эксперимент между двумя новыми и одинаковыми по виду и типу актуаторами, один был китайского производства, другой от нашего партнера Turbocentras. Закрепив жестко на доске два актуатора и измерив начальные и конечные значения по длине штоков, подключили вакуум параллельно и подключили электромагнитный клапан, который был в свою очередь подключён к небольшому блоку управления, и начали эксперимент на 1000 циклов. Весь эксперимент и его результат мы засняли на видео и выложили на свой ютуб канал. По завершению 1000 циклов сжатия произвели измерения на изменения длины штока отталкиваясь от первоначальных измерений. Длина штока актуатора на китайском клапане изменилась на 10% от первоначальной длины, длина штока актуатора от наших партнёров Turbocentras осталась неизменной. Этот небольшой эксперимент объяснил нам причину проявлявшаяся при ремонте турбокомпрессора, когда происходила замена актуатора на китайский, через некоторое время клиенты жаловались на снижение мощности турбины. Ведь всё правильно, через определенное время, от изначальной настройки нами до изменения жесткости пружины изменялась и длина хода штока актуатора, тем самым и изменялись все настройки, снижалась мощность турбины.
Также к минусам механических актуаторов можно отнести и повреждения мембраны, что приводит актуатор к неисправности по причине его негерметичности, однако это происходит нечасто. Причиной тому служит либо коррозия внутри актуатора или излишнее давление, которое и приводит к механическому повреждению прорезиненной мембраны. Одним из минусов является и то, что механический актуатор практически не ремонтно пригодный механизм, так как он, при сборке завольцован по кругу, его развальцовка не всегда обречена на успешный ремонт.
Также бывают и электронно-механические актуаторы турбины. Их применение распространены в довольно свежих по году выпуску автомобилях. Их особенность и преимущество – это точность и скорость перемещения того самого штока актуатора.
Это позволяет быстро изменить давление в турбине, что тем самым и сказывается на скорость отдачи мощности турбины, а тем самым и двигателя. Но за скорость как мы всё наверное уже знаем нужно платить. Его стоимость в разы дороже по соотношению к обычному механическому клапану. Такой клапан может стоить от 100 до 350-500 евро, а бывает и того дороже. Когда обычный механический актуатор стоит 30-50-100 евро(в зависимости от качества), то как вы видите разница существенная. Одним из плюсов электронно-механических актуаторов или другими словами сервоприводов турбины, является его ремонтопригодность, как правило, все они без проблем разбираются и ремонтируются разными способами, в зависимости от типа и характера его повреждения. Но также встречаются и не ремонтно пригодные актуаторы, по причине того что он собран так, что без его повреждения он не разбирается. Возможно это своего рода защита от ремонта самого завода изготовителя, но как правило такие актуаторы и служат гораздо дольше, что возможно не очень радует их изготовителей).
Произвести самостоятельно ремонт актуатора турбины, наверное возможен, но не всегда результат будет положительным. Как правило, вмешавшись в самостоятельный ремонт актуатора или турбины, клиенты только зря тратят своё время, а порой это приводит и к увеличению стоимости самого ремонта.
Произвести ремонт не снимая турбокомпрессор от двигателя, а сняв только актуатор турбины, не всегда возможен. Чаще нет, чем да. Лишь на не многих автомобилях позволяет место и возможность конструкции, снятие актуатора от турбины. Но снимая актуатор даже на 100% неисправный, вы должны понимать, что отремонтировав его и установив обратно, вы устранили лишь следствие его поломки, а причина скрыта где-то глубже, как правило, в самой турбине. Правильно отремонтировать и настроить актуатор чаще всего возможно лишь на снятой турбине и имея специальное оборудование!
Обращайтесь в специализированный сервис и не тратьте своё золотое время, как показывает практика, это обойдётся Вам дешевле, нежели Вы самостоятельно будете его пытаться отремонтировать.
Благодарю за уделённое время для чтения этой статьи, уверен эта информация Вам пригодится и Вы сделаете правильный вывод.